|
ШАРИАТСКИЕ ДОВОДЫ
|
|
| Зубайр | Дата: Пятница, 20.11.2009, 19:39 | Сообщение # 1 |
|
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 42
Репутация: 102
Статус: Offline
| В этой части будут рассмотрены основные и производные доводы. После краткого определения довода (далиль) перейдем к подробному разъяснению термина. А. Определение довода (далиль) В языке ад-далиль (الدليل мн.ч. الادلة) имеет значение проводник, признак. Терминологически далиль определяется как предмет, "из которого извлекаются шариатские нормы”, "размышление над которым приводит человека к желаемому результату и решению”. В качестве термина далиль также употребляется как предмет, "в случае здравого размышления над которым, становится воз¬можным достижение требуемого сведения (шариатской нормы)”. "الدليل: ما يمكن التوصل بصحيح النظر فيه الى مطلوب خبري". То есть под требуемым сведением понимается шариатская норма. Например, когда мы хотим понять отношение религии к вопросу о возвращении доверенного имуще¬ства (амâнат) ее хозяину, обращаемся к следующему аяту: "Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его” . Этот аят является доводом (далиль) о необходимости (вâджиб) возвращения доверенного имущества (амâнат). Точно также, когда мы читаем аят: "И соблюдайте мо-литву...” , с этим доводом (далиль) мы приходим к норме об обязанности (фард) соблюдать молитву. Б. Разновидности доводов Доводы могут быть разделены на части по разным направлениям. Здесь мы дадим краткое пояснение доводов, сгруппировав их следующим образом: 1) Рационалистические и традиционные, основанные на хадисах, доводы; 2) Доводы, опирающиеся на ниспосланное откровение (вахй) и не опирающиеся на него; 3) Основные и производные доводы; 4) Доводы, являющиеся текстом аята и не являющиеся им. а) Рационалистические и традиционные доводы Рационалистический довод – это довод, опирающийся на результат чувственного или мысленного су¬ждения. Например, разум человека воспринимает вселенную как один из признаков существования Аллаха. Традиционный довод – это довод, опирающийся на переданные слова других людей. Традиционный довод может включать в себе как религиозные, так и не религиозные понятия. Однако в ‘ильм Усуль аль-Фикх под традиционным доводом подразумевается известие (хабар), имеющее своим источником Аллаха и Его Посланника или, другими словами, Коран и Сунну. Доводы такого рода называют шариатскими (закон¬ными) доводами "аль-адиллат аш-шар’ийя". б) Доводы, являющиеся текстом аята и не являющиеся таковым Выражения, взятые из Корана и Сунны, являются текстовыми доводами. Тогда, как кыйâс или ис¬тихсâн, не содержащие таких выражений, не являются текстовыми доводами. в) Доводы, опирающиеся на ниспосланное откровение (вахй) и не опирающиеся на него Часть шариатских (законных) доводов опирается на вахй. Из них, так называемые аль-вахй аль-матлув (зачитанное откровение) представляют собственно Коран, а аль-вахй гайру′л-матлув (не зачитанное откро¬вение) – Сунну. Вместе эти доводы называют еще аль-адиллат ас-сам’ийя (доводы воспринимаемые на слух). Другая часть шариатских доводов - иджмâ’ и кыйâс не основана на ниспосланном откровении (вахй). Вместе эти доводы в ‘ильм Усуль аль-Фикх известны под названием аль-адиллат аль-арба’а. г) Основные и производные доводы Шариатские (законные доводы) разделяются также на две части – это основные (четыре) и производ¬ные (семь) доводы. Основные доводы: Коран, Сунна, иджмâ’, кыйâс. Производные доводы: истихсâн, истислâх (аль-масалих аль-мурсала), истисхâб, ’урф -’адат, шар’у мин каблина, каул ас-сахаба, садд аз-зарâйи’.
فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرا Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение.....
|
| |
| |
| Зубайр | Дата: Пятница, 20.11.2009, 19:40 | Сообщение # 2 |
|
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 42
Репутация: 102
Статус: Offline
| ШАРИАТСКИЕ ДОВОДЫ Основные доводы Производные доводы 1. Книга (Коран) 2. Сунна 3. Иджмâ’ 4. Кыйâс 1. Истихсâн 2. Истисхâб 3. Истислâх (аль-Масалих аль-мурсала) 4. ’Урф - ’Адат 5. Каул ас-сахаба 6. Садд аз-зарâйи’ 7. Шар’у мин каблина
В. Порядок и последовательность доводов Для того, чтобы выяснить шариатскую норму в отношении какого-нибудь вопроса, муджтахид прежде всего обратится к тексту Корана, не найдя в нем решения, обратится к Сунне. В случае, если в обоих перво-источниках решение не будет найдено, обратится к доводам иджмâ’. Если и там он не найдет ответа, реше¬ние по данному вопросу будет найдено посредством иджтихâда на основе кыйâса и других производных доводов. В таком случае при вынесении решения принимается следующий порядок и последовательность доводов: 1) Книга (Коран) 2) Сунна 3) Иджмâ’ 4) Кыйâс и другие производные доводы. Здесь следует упомянуть о двух практических примерах показавших необходимость применения та¬кого порядка и очередности доводов при вынесении решения: 1. При назначении Му’âза бин Джабаля на должность кâдия в Йемене между ним и Пророком, (мир ему и благословение Аллаха), произошел такой разговор: Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), спросил его: «О Му’âз, когда к тебе поступит жалоба как ты будешь принимать решение? Му’âз ответил: - Я буду принимать решение исходя из того, что найду в Книге Аллаха. Пророк спросил: - Если там не найдешь решения? Му’âз ответил: - Я буду принимать решение на основе сунны Пророка. Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), спросил еще раз: - Ну а если и там не найдешь? Тогда Му’âз ответил: - Буду принимать решение в соответствии со своим мнением на пути ид¬жтихâда». Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), был очень доволен таким ответом Му’âза и восславил Ал¬лаха. 2. Во времена своего правления праведные халифы Абу Бакр и Омар, принимая решение по представ¬ленной им жалобе, вначале обращались к Корану, не найдя в нем ответа на поставленный вопрос, обраща¬лись к Сунне. Если и там не было ответа, они собирали авторитетных сподвижников и консультировались с ними. Решение по этому вопросу принималось при достижении согласия (иджмâ’). В случае, если согласие (иджмâ’) не достигалось, решение принимали на пути иджтихâда в соответствии с их мнениями.
فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرا Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение.....
|
| |
| |
| Зубайр | Дата: Пятница, 20.11.2009, 19:41 | Сообщение # 3 |
|
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 42
Репутация: 102
Статус: Offline
| ГЛАВА ПЕРВАЯ ОСНОВНЫЕ ДОВОДЫ I. ПЕРВЫЙ ДОВОД: КНИГА (КОРАН) А. Определение термина Книга (Китаб) Слово китаб в смысле мактуб (написанная книга) в ‘ильм аль-Фикх используется в значении “пред¬мет обсуждения, в полном объеме содержащий в себе различные главы и разделы”. Тогда как в ‘ильм Усуль аль-Фикх под словом Китаб (Книга) подразумевается Коран . В этом учении дается следующее определе¬ние Книги: «Книга – это величественный словопорядок (назм), составить подобный которому человек не в со¬стоянии, она была ниспослана нашему Пророку, (мир ему и благословение Аллаха), записана на листах (аль-масахиф), достоверно передана и богослужение проводится с чтением её» . ألكتاب: "هو النظم المعجز المنزل على رسولنا (صلعم) المكتوب في المصاحف المنقول عنه نقلا متواترا المتعبد بتلاوته" Б. Особенности Книги (Корана) В описании Священного Корана присутствуют такие выражения как назм, инзâл, расул, тавâтур, мус¬хаф, му’джиз, понимание смысла которых полнее раскрывает его особенности. а) Назм В языке это слово означает «нанизывание жемчуга». А нечто, расположенное в определенном порядке, сравнивают с нанизанным жемчугом (ад-дурр аль-манзум). Под назмом подразумевается арабское произно¬шение (словопорядок) Корана. По своему смыслу и лексике Коран действительно является чудом, но не только из-за его смыслового содержания. Поэтому комментарий и перевод Корана не могут заменить сам Коран, а богослужение не может совершаться на основе комментария к нему и перевода. б) Инзâл – Расул Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду, (мир ему и благословение Аллаха), через архангела Джиб¬рила в течение 22 лет 2 месяцев и 22 дней. Священные (божественные) хадисы Пророка не имеют своим источником Коран. А также Таурат, Забур и Инджил, ниспосланные прежним пророкам, остаются вне этого определения. в) Тавâтур (достоверные) и шâзз (неправильные) версии Достоверные версии (тавâтур): т.е. “известия, последовательно передаваемые общиной, не уличенной в вымысле”. Неправильные версии (шâзз): по терминологии законоведов, неправильными (шâзз) считаются версии (выражения), не переданные последовательно (тавâтур). Часть неправильных версий (шâзз) являются ши¬роко известными (машхур), а другая часть (âхâд) дошла до нас от отдельных лиц. г) Мусхаф Все суры и аяты Корана от "Аль-Фатихи" до суры "Ан-Нâс" записаны и заучены от Пророка Мухам¬мада, (мир ему и благословение Аллаха). Во время правления халифа Абу Бакра аяты Корана были собраны воедино в виде свитка (мусхаф). Этот мусхаф во время халифа Османа был размножен и разослан по одному экземпляру в большие города. Эти экземпляры известны под названием “аль-Масâхиф аль-Осмâнийя”. Ме¬жду мусхафами, написанными сподвижниками Ибн Мас’удом и ’Убайй бин Ка’бом для личного пользова¬ния и ставшими официальными экземплярами “аль-Масâхиф аль-Осмâнийя”, имеются некоторые различия в последовательности сур, их названии и отдельных словах. Имеются так же некоторые различия в чтении Священного Корана, которые явились причиной появ¬ления вариантов чтения “кираат ас-саб’а” и “кираат аль-’ашара”. Различия в чтении возникают иногда от написания слов (مالك يوم الدين = ملك يوم الدين), а иногда от произношения (مجريها), но различное прочтение или написа¬ние не влияют на смысл фраз. д) Неподражаемость (недосягаемость) Корана Коран является самым великим чудом Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха). Из¬вестно, что чудо, являясь областью чувственной и духовной, объясняется двояким образом. Разделение луны (шакку′л-камар), излечение больных, хождение посоха считаются чувственными, основанными на ощуще¬ниях, чудесами. Тогда, как Коран является духовным чудом, продолжающимся до Воскресения. Человек не в
فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرا Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение.....
|
| |
| |
| Зубайр | Дата: Пятница, 20.11.2009, 19:42 | Сообщение # 4 |
|
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 42
Репутация: 102
Статус: Offline
| состоянии произвести подобное ему. Некоторые стороны неподражаемости Корана можно расположить в такой последовательности: 1) Красноречие Корана Изложение Корана отражает высокий уровень красноречия, примера которому на арабском языке не было. Наряду с плавностью речи и превосходным слогом, словопорядок (назм) Корана также в высшей сте-пени устойчив и силен. Назм Корана - это не поэтическое произведение со своим размером и рифмой, не рифмованная проза, не вольный стих и не проза. Назм Корана имеет свойственную лишь ему форму. 2) Известие о событиях прошедших эпох в Коране В Коране упоминаются события относительно племен ’ад, самуд, пророков Лута (Лот), Нуха (Ной), Ибрахима (Авраам). Также даются повествования о Мусе (Моисей), Мариам (Мария), Исе (Иисус) и о Фа-раоне. Интерпретации, данные в Коране, соответствуют неискаженным толкованиям этих событий в других божественных книгах. Поистине, является чудом то, как неграмотный пророк получил эти сведения через откровение. 3) Известие о событиях будущего в Коране В Коране также имеются известия о грядущих событиях. Например, Коран возвещает о последующем поражении Персии, одержавшей ранее победу над Византией, что и подтверждено было со временем . Ал¬лах завещал правоверным победу в великой битве при Бадре до начала ее, и победа осуществилась . Аллах обещал в Коране то, что мусульмане войдут в Заповедную Мечеть (Масджид аль-Харам) и обещание сбы-лось . Все это причисляется к чудесам Корана. 4) Известие о научных истинах в Коране В Коране уделено место оригинальным вопросам, имеющим отношение к медицине, астрономии, тех¬ники и др. наукам. Нет сомнения в том, что научные истины, на которые было указание в Коране четырна-дцать веков назад, которые ранее не были известны и появились лишь в современной науке, являются чуде¬сами Корана. Например, Господь в своем аяте: “И ниспосылаем Мы ветры оплодотворяющие” четырна-дцать веков назад указал людям на истину того, что ветры перенося пыльцу растения, оплодотво¬ряют его. Истина же размножения растений опылением является одним из научных открытий нового вре¬мени. В. Коран как аргумент (худжжат) Среди мусульман не существует разногласий в том, что Коран является основным источником для за¬конотворчества и каноническим аргументом в отношении всего человечества. Признак того, что Коран явля¬ется аргументом, – его Божественное происхождение. Доказательство же Божественного происхождения Корана – его неподражаемость и отсутствие подобия. В качестве примера можно привести аяты: «И держитесь же завета Аллаха все вместе» ; «Воистину этот Коран наставляет к самому праведному» ; «Вот ясное утверждение для людей, и руководство, и увещевание тем, кто выполняет свой долг» . А так же и хадисы: «Верховенство слова Аллаха над другими словами как верховенство Творца над созда¬ниями» ,; «Халâл – это то, что дозволено в книге Аллаха, а харам – то, что запрещено в книге Аллаха» ; «Я оставляю вам то, что не даст вам сбиться с пути истинного, когда вы постигните его – это книга Аллаха» . Г. Изложение предписаний Корана Предписания Корана излагаются то открыто и полно, то кратко и по сути, то давая простор общим принципам и основам законотворчества, а то и намеком. Мы можем пояснить изложение предписаний Корана, дающееся в двух видах: 1. Подробное изложение (открыто и полно), 2. Обобщающее изложение (кратко и по сути). 1. Предписания, изложенные подробным образом
فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرا Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение.....
|
| |
| |
| Зубайр | Дата: Пятница, 20.11.2009, 19:42 | Сообщение # 5 |
|
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 42
Репутация: 102
Статус: Offline
| Некоторые предписания в Коране разъяснены полностью и в подробностях. Предписаний такого вида мало. Например, в аятах, посвященных наследованию, дается полное разъяснение размера долей, величины некоторых наказаний, полно освещаются вопросы заключения браков и развода. 2. Предписания, изложенные в обобщающем виде Этот вид содержит в себе три различных типа изложения: 1. Кратко изложенные предписания: Коран излагает некоторые предписания кратко и по существу, оставляя подробные разъяснения Сунне. Таков общий принцип изложения в Коране. Например, Коран предписывает молитву, пост, закят, не давая широких разъяснений по этим вопросам. Широкое разъяснение этих вопросов предоставлено Посланнику Аллаха. 2. Предписания, изложенные по общему принципу: В целом Коран излагает предписания кратко и по существу, подробности оставляя общим правилам и основам законотворчества. Среди правил и основ законотворчества можно упомянуть в качестве примера следующие: Совет: “... и чьи дела (разрешаются) посредством совета меж ними” Справедливость: “Воистину Аллах призывает к справедливости” Личная ответственность: “И никто из несущих ношу не возьмет ноши другого” Верность обязательству: “Выполняйте обязательства” 3. Предписания по знакам и признакам: Некоторые предписания в Коране четко не очерчены, но они присутствуют по своим признакам. На¬пример, имеется следующее положение относительно наказания рабынь, замеченных в прелюбодеянии: “...если же будут повинны они в неверности, после того, как женились на них, наказание им вдвое меньше, чем женам из числа свободных женщин” . Таким образом, в этом аяте имеется признак того, что рабам положено наказание в половину положенного свободным мужчинам. Точно также из двух аятов явствует, что наименьший срок вынашивания ребенка составляет шесть месяцев . Также указанием на необ¬ходимость установления опеки над имуществом малолетних является следующий аят: “И испытывайте сирот, пока не достигнут они брачного возраста” Д. Предписания, содержащиеся в Коране В Коране содержатся предписания на все периоды жизни человека. Эти предписания можно собрать под тремя основными заголовками: 1. Предписания веры (и’тикâд): предмет богословского учения аль-калâм. 2. Нравственные предписания (ахлâк): предмет учения о нравственности. 3. Практические правовые предписания (аль-ахкâм аль-’амалийя аль-Фикхийя): предмет учений аль-Фикх и Усуль аль-Фикх. Число аятов, относящихся к практическим правовым предписаниям, достигает 500. Эти предписания можно разделить на две части: 1. Культовая практика (’ибâдâт). 2. Духовная практика (му’âмалâт). ‘Ибâдâт: Целью этих предписаний является упорядочение отношений человека с Господом. В Коране по суще¬ству и в краткой форме упоминается о молитве, хадже, посте, закяте и прочих пожертвованиях (садака). Формы исполнения культовой практики освещаются в Сунне, согласно тому, как это делал Пророк Мухам¬мад, (мир ему и благословение Аллаха): «Выполняйте молитву так же, как ее выполняю я» Му’âмалâт: Это практические правовые предписания (аль-ахкâм аль-’амалийя аль-Фикхийя), стоящие вне культо¬вой практики (’ибâдâт), говоря современным юридическим языком, частное право, включающее в себя нормы общего права. Целью этих предписаний является упорядочение отношений между отдельными людьми, человека с обществом или общины с общиной. Отдельно следует упомянуть предписания, касаю-щиеся семьи, управления, наказаний. а) Семейное право:
فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرا Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение.....
|
| |
| |
| Зубайр | Дата: Пятница, 20.11.2009, 19:43 | Сообщение # 6 |
|
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 42
Репутация: 102
Статус: Offline
| В Коране довольно широко освещаются темы брака (никâх), развода (талâк), алиментов (нафака), вы¬купа за невесту (махр), которым посвящены приблизительно 70 аятов. б) Гражданское право: В Коране освещены также темы касающиеся договоров купли-продажи, залога. Число таких аятов около 70. в) Административное право: Коран устанавливает целый ряд правил, регулирующих отношения между управляющими и управляе¬мыми. В управлении основой является социальная справедливость, принципом - совет и взаимопомощь. Этим предписаниям посвящено примерно 10 аятов. г) Наказание (’Укубâт): Коран освещает положения, касающиеся вины и наказания, общие принципы наказаний, устанавли¬ваемых для виновных. Этим положениям посвящено около 30 аятов. д) Государственное, общее и частное право: Эта ветвь права регулирует отношения исламского государства с другими государствами в военное и мирное время, права мусульман и христианских подданных, положение людей, находящихся под покрови-тельством. Этой теме посвящено около 25 аятов. е) Процессуальное право: В Коране имеют место положения, относящиеся к сфере интересов судопроизводства. Этой теме по¬священо примерно 13 аятов. ж) Наследственное право: Аяты по наследованию, содержащиеся в суре Ан-Ниса, освещают порядок раздела наследства между наследниками. з) Финансовое право: В Коране содержится около 10 аятов, показывающих источники доходов и расходы государства. II. ВТОРОЙ ДОВОД: СУННА (السنة) А. Определение Сунна, соответствующая в языке таким понятиям, как обычай, путь, образ жизни (сира), в ‘ильм аль-Фикх (юриспруденции) и в ‘ильм Усуль аль- Фикх (основы теории и методологии) имеет различные опреде¬ления. Некоторые правоведы (факихи) под сунной подразумевают дополнительную культовую практику (нâфиле), выходящую за пределы фарда и вâджиба, одновременно другие этим термином называют и до-пускаемую (мандуб) правовую практику. Например, два утренних рак’ата молитвы, выполняемые перед фардом, являются сунной. Так же считается сунной и допустимым (мандуб) письменное подтверждение тор¬говой сделки, совершаемой в кредит. Законоведы считают, что сунной являются слова, действия и решения (одобрение) Пророка Мухам¬мада, (мир ему и благословение Аллаха). Б. Сунна как источник законотворчества Все исламоведы признают, что Сунна является первым после Корана источником законотворчества, и в качестве доказательства этому приводят некоторые аяты и хадисы. В дополнение к этому, они утверждают, что иджмâ’ (согласие) и рационалистические (’акли) доводы также указывают на Сунну как источник зако¬нотворчества. Здесь следует привести некоторые аяты и хадисы, указывающие на то, что Сунна является источником законотворчества, а так же дать краткое пояснение иджмâ’ и рационалистических доводов от¬носительно этого. 1. Аяты 1. Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), будучи послан в качестве примера для лю¬дей, в отличие от них, находился под Божественным контролем. Возможно, не будь с ним постоянно Боже-ственного контроля и помощи, как человек, он мог бы впасть в заблуждение. Но человек, у которого имеется много ошибок, не может быть признан образцом для других. Это на самом деле подсказывает здравый смысл и подтверждается аятами. Так аят: “И не говорит он, побуждаемый страстями. Это только откро¬вение, которое ниспослано” показывает, что то, о чем говорит Пророк Мухаммад, (мир ему и благослове¬ние Аллаха), основано на откровении. 2. Коран доверил миссию толкования аятов Пророку, что подтверждается в следующем аяте: “И от¬крыли Мы тебе Напоминание, дабы мог ты объяснить людям то, что ниспослано им” 3. В Коране большое количество аятов свидетельствуют об обязательности (фард) соответствия Сунне и подчинения Пророку. Такие указания в Коране выполнены разными способами и выразительными средст¬вами. Например, Коран предписывает: “Кто повинуется Посланнику, воистину, он повинуется Ал¬лаху”
فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرا Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение.....
|
| |
| |
| Зубайр | Дата: Пятница, 20.11.2009, 19:43 | Сообщение # 7 |
|
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 42
Репутация: 102
Статус: Offline
| 4. Сунна является посланием, возвещенным Пророком от Господа его. Аллах следующим образом предписывает передачу послания: “О Посланец, передай то, что было открыто тебе от Господа твоего; если ты не сделаешь (этого), то не передал ты послания Его” . Поскольку Сунна входит в послание, возвещенное Пророком нашим, почитание Сунны означает то же, что и повиновение Аллаху. 5. Тексты Корана открыто проявляют веру в Посланника. Например, в одном из аятов предписывается следующее: “Так веруйте в Аллаха и Посланника Его, пророка, не ведающего письма и чтения (умми)” . Таким образом, Сунна является аргументом, подтвержденным в аятах Корана. 2. Хадисы Следующие хадисы указывают на то, что Сунна является источником законотворчества: 1. «Мне был передан Коран и вместе с ним подобие его – Сунна. Недалеко то время, когда некто пресыщенный, развалясь в кресле, скажет: "Вам достаточно этого Корана; что в нем найдете дозво-ленным (халâл) примите как дозволенное, что в нем найдете запретным (харам) знайте, что оно за¬претно". Хорошо запомните, запрещенное Посланником Аллаха равносильно тому, что запрещено Аллахом...» . 2. Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), спросил Му’âза бин Джабаля: «О Му’âз, ко¬гда к тебе поступит жалоба как ты будешь принимать решение?». Му’âз бин Джабал ответил: «Я буду принимать решение, исходя из того, что найду в Книге Аллаха». Пророк Мухаммад, (мир ему и благослове¬ние Аллаха), спросил: «Если там не найдешь решения?». Му’âз ответил: «Я буду принимать решение на основе Сунны Пророка». Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), был очень доволен таким ответом Му’âза и восславил Аллаха. 3. «Я оставляю вам две вещи, придерживаясь которых вы никогда не собьетесь с истинного пути, - это Книга Аллаха и Сунна Его Пророка» . Эти хадисы ясно показывают, что Сунна является источником законотворчества. 3. Практика сподвижников и иджмâ’ Сподвижники по каждому вопросу действовали согласно Сунне Пророка, (мир ему и благословение Аллаха). Издавая фетву и принимая решение они, после Корана, обращались к Сунне. 4. Рационалистические (’акли) доводы Как отмечалось выше, большое количество аятов в Коране выдвигают идею обязательности (фард) по¬виновения Посланнику Аллаха. Это является необходимой частью Ислама и веры. Без этого не может быть речи ни об Исламе, ни о вере. Повиновение же Посланнику Аллаха означает ни что иное, как поступать со¬гласно его Сунне. В. Место Сунны в законотворчестве В исламском праве Сунна является вторым источником и в законотворчестве идет вслед за Кораном. С точки зрения разъяснения норм Сунна является вспомогательным средством и дополнением к Корану. Одно¬временно Сунна может предложить некоторые положения, отсутствующие в Коране. Место Сунны в законо¬творчестве можно кратко обозначить тремя определениями: 1. Сунна – разъясняет неясные и сжато изложенные места, выделяет общезначимые положения. По мнению большинства факихов, дает определение отменяющему (нâсих) и отменяемому (мансух). 2. Сунна – разъясняет и дополняет положения сюжетов достоверного коранического происхождения. 3. Сунна – разъясняет часть положений, отсутствующих в Коране. В качестве примера для первого определения можно привести молитву (салят) и налог в пользу нуж¬дающихся (закят). Хадис “Нельзя совершать никах одновременно на тетках жены по отцовской и мате-ринской линии, на дочерях сестер и братьев жены” выделяет аят “И законны для вас (все женщины), кроме этих...” . Как пример для второго определения, можно напомнить клятвенное заверение о невинности (ли’âн) . В Коране этот термин объяснен подробно. Сунна также требует, чтобы после клятвенного заверения супруги оформили развод окончательно. В качестве примера того, что Сунна непосредственно выдвигает положение, которое делает ее источ¬ником права в тех случаях, когда Коран
فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرا Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение.....
|
| |
| |
| Зубайр | Дата: Пятница, 20.11.2009, 19:44 | Сообщение # 8 |
|
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 42
Репутация: 102
Статус: Offline
| об этом умалчивает, можно привести следующее: молочное родство, запрет или нежелательность шелковых одеяний для мужчин, молитва витр, необходимость искупления за нарушение поста в месяц рамадан. III. ТРЕТИЙ ДОВОД: АЛЬ-ИДЖМÂ’ (الاجماع) А. Определение В языке слово иджмâ’имеет такие значения, как решимость (’азм), намерение (касд) и согласие, еди¬нодушие (иттифâк). Терминологически это слово определено следующим образом: «аль-Иджмâ’ - это еди-нодушное мнение всех муджтахидов - мусульман в одно из столетий после кончины Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), относительно правовой нормы по какому-либо практическому вопросу». الاجماع : "هو اتفاق جميع المجتهدين من المسلمين في عصر من العصور بعد وفاة النبي (صلعم) على حكم شرعي في امر من الامور العملية" Б. Предмет аль-иджмâ’ и сфера его применения Действие иджмâ’ распространяется на часть шариатских норм, то есть на дела, имеющие отношение к религии, имеет место в вопросах, связанных с культовой практикой (’ибâдат) и правом. Что касается вопро-сов, связанных с убеждением (и’тикâд), то здесь иджмâ’ не является очевидным; в таких вопросах имеет силу традиция (накл). Точно также применение иджмâ’ не оправдано при рассмотрении вопросов рацио-нального характера и не связанных с религией. В. Условия образования иджмâ’ Иджмâ’ образуется муджтахидами, находящимися в стадии иджтихâда (самостоятельного решения юридическо-богословских вопросов), не являющимися грешниками и еретиками (ахл аль-бид’ат). Согласие представителей простого народа по какому-либо вопросу не может считаться иджмâ’. Все факихи согласны в том, что иджмâ’ не присуще исключительно ахл аль-бейт (люди дома) и спод¬вижникам. Единодушное мнение всех факихов одного века является достоверным иджмâ’. Причем не обя-зательно истечение целого века от согласия муджтахидов, и даже то, что часть из тех, кто составлял своим согласием иджмâ’, затем отозвали свое мнение, не может отрицательно повлиять на состоявшееся иджмâ’. Г. Основа иджмâ’ Согласие муджтахидов относительно какого-нибудь инцидента опирается не только на их мнение, но и на определенный законный (шар’и) довод. Этим доводом может служить хадис (хабар аль-вâхид) или кыйâс (аналогия). Эти доводы в свою очередь подкрепляются иджмâ’. Д. Иджмâ’ как аргумент (худжжат) Иджмâ’, как аргумент, подтверждается в аятах, хадисах и рационалистических (’акли) доводах: 1. Аяты 1. «А кто действует враждебно Посланнику после того, как было явлено ему руководство, кто следует пути иному, чем путь верующих, того Мы обратим к тому, к чему он (сам) обращается, и вве¬дем его в ад: а это злое пристанище» . Под "путем верующих" подразумевается то, что они избрали на сло¬вах и в своих деяниях. 2. «Вы – лучший из народов, вознесенный для людей; вы призываете к добру и запрещаете зло...» . Этот аят указывает на доброе упоминание о народе (умме). А это добро вызывает потребность в справедливости того, ради чего они объединились и пришли к согласию. 3. «И так Мы сделали вас возвышенным народом, дабы вы могли быть приносящими свиде¬тельства для людей...» . Аят указывает на то, что характерной чертой этой уммы является справедливость и свидетельство. Таким образом, этот аят предписывает поступать в соответствии с единодушным согласием этой уммы по какому-либо вопросу. 2. Хадисы 1. (لا تجتمع امتي على الضلالة) «Моя умма не объединяется на заблуждении» . 2. ما رآه المسلمون حسنا فهو عند الله حسن) ) «То, что находят хорошим мусульмане, является хорошим подле Аллаха» 3. Рационалистические доводы То, что иджмâ’ является аргументом (худжжат), подтверждается рационалистическими доводами. За¬думаемся: Посланник Аллаха Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), - последний пророк. Религия, которую он проповедовал, останется до Судного Дня. Теперь представим себе некое событие, на которое нет определенной ссылки ни в Книге, ни в Сунне. Следовательно, если фикх не в состоянии объяснить
فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرا Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение.....
|
| |
| |